Жестокое обращение с детьми.
Эмоциональное (психологическое) насилие в семье.
Эмоциональное (психологическое) насилие – однократное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребёнка нарушение самооценки, утраты веры в себя, затруднения его развития и социализацию.
К этой форме насилия относятся:
а) угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме, без применения физической силы;
б) оскорбления и унижения его достоинства;
в) открытое непринятие и постоянная критика;
г) лишение ребёнка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
д) предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
е) однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму;
ж) преднамеренная физическая изоляция ребёнка, лишение его социальных контактов;
з) ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
и) вовлечение ребёнка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и т.д.)
Психологическое насилие калечит детскую психику не меньше, а в некоторых случаях и больше, чем другие виды насилия. Дети, к которым плохо относятся, страдают от депрессии, тревожных расстройств и злоупотреблений психоактивными веществами даже чаще тех, кого «просто» бьют, и в той же мере подвержены посттравматическому стрессу и суицидальным попыткам, что и жертвы истязаний и изнасилований.
Все формы насилия сопряжены в той или иной степени с эмоциональным насилием.
Особенности детей, подвергшихся эмоциональному (психологическому) насилию.
- задержка психического развития;
- трудность концентрации внимания, плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращённых против себя), подавленное состояние;
-избыточная потребность во внимании;
–депрессия, попытка суицида;
- неумение общаться со сверстниками, с другими людьми (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- ложь, воровство, девиации в поведении;
- нервно-психические и психо-соматические заболевания: неврозы, анурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.);
Что можно сделать, чтобы помочь ребёнку?
- будьте внимательны, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей;
- предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту;
- обратитесь в органы опеки и попечительства в полицию, если ребёнок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия;
- обратитесь в кризисный центр;
- передайте ребёнку сведения о «телефоне доверия».
Как вы можете избежать этих последствий:
- 1.Находите время для общения с ребенком, как бы сложно не было и какой бы интенсивный график работы у вас не был. Выкраивайте время для того, чтобы сесть и просто поговорить с ребенком (как у него дела, как прошел день и т.п.).
2. Оградите ребенка от участия в ваших конфликтах с супругом. Для ребенка вы оба являетесь значимыми и любимыми! Не заставляйте его видеть, что два дорогих ему человека не могут поладить между собой.
3. Поощряйте достижения ребенка, Даже если это маленькая открытка, которую ребенок сделал своими руками, похвалите его. Он старался, делал с любовью, а вы просто взяли и выкинули ее.
4. Не угрожайте и не шантажируйте ребенка.Так вы формируете у него СТРАХ, но никак не стремление двигаться вперед и достигать каких-то поставленных целей.
5. Изначально ставьте перед ребенком определенные правила,которым он должен следовать. Ребенок должен иметь представление о том, что ему можно и чего нельзя в определенных ситуациях.
6. Ставьте перед ребенком реальные цели. Ребенок может не справиться с поставленными Вами задачами по разным причинам. Но он будет знать, что подвел Вас, что в Ваших глазах он плохой.
7. Не сравнивайте Вашего ребенка с другими детьми!! Ваш ребенок уникален по-своему, он другой, не такой, как остальные. У него есть свои особенности. Нет двух одинаковых детей, поэтому не надо требовать от ребенка быть похожим на Васю или Петю из соседнего подъезда.
8.Самое главное – любите своих детей безусловно!!! Без каких-либо обязательств!! Для ребенка – Вы пример, Вы для него самые родные и близкие. Он любит Вас такими, какие Вы есть, он Вас принимает, подражает Вам. Почему так сложно принять этого маленького человека таким, какой он есть?
Помните, ребенок как чистый лист. Каким он станет зависит от Вас!